В Госдуму внесены два взаимосвязанных законопроекта, направленных на усовершенствование системы управления многоквартирными домами и расчёта оплаты за коммунальные услуги.

Они призваны устранить существующие проблемы и обеспечить более прозрачные и справедливые условия для собственников жилья.
Первый законопроект посвящён регулированию порядка управления многоквартирными домами, которые вводятся в эксплуатацию по частям — секциями или подъездами. На сегодняшний день практика показывает, что жильцы каждой введённой части могут самостоятельно выбирать способ управления, что зачастую приводит к раздробленности и конфликтам между соседями. По словам первого заместителя председателя комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Владимира Кошелева, такие ситуации порой превращают управление домом в «башню из раздробленных интересов», где каждый подъезд тянет в свою сторону, а общего решения добиться сложно. Новый законопроект предлагает закрепить принцип единого способа управления для всего многоквартирного дома, даже если он введён в эксплуатацию поэтапно. В случае отсутствия решений жильцов на каждом этапе выбора управляющей организации, орган местного самоуправления будет обязан провести конкурс для выбора единой управляющей компании. Таким образом, инициатива направлена на повышение управленческой стабильности и сокращение правовых пробелов, которые до сих пор не урегулированы в российском жилищном законодательстве. По данным аналитиков профильного комитета, это поможет снизить количество жалоб и судебных разбирательств по вопросам управления МКД, что ежегодно составляет значительную часть обращений в жилищные комиссии (источник: официальный сайт Госдумы РФ).
Вторая инициатива касается изменений в порядке расчёта оплаты за коммунальные услуги, потребляемые для содержания общего имущества в многоквартирных домах. Сейчас большинство таких платежей рассчитывается исходя из нормативов потребления, даже при наличии общедомовых приборов учёта (ОДПУ). Авторы законопроекта предлагают перейти на оплату по фактическому объёму, что позволит жильцам платить только за реально израсходованные ресурсы, включая электроэнергию, воду и отопление, использованные на нужды дома. Эксперты отмечают, что подобное изменение не только повысит экономическую справедливость, но и стимулирует управляющие компании к более рациональному использованию ресурсов и снижению потерь. Аналогичные системы оплаты уже успешно применяются в ряде европейских стран, где наблюдается снижение затрат на коммунальные услуги и повышение удовлетворённости жильцов (источник: аналитический доклад Ассоциации управляющих компаний). Кроме того, переход на фактический расчёт позволит избежать конфликтов, связанных с завышенными нормативами, которые часто становятся предметом разногласий между собственниками и УК.
Оба законопроекта разработаны депутатами комитета Госдумы по строительству и ЖКХ во главе с Сергеем Пахомовым и в настоящее время размещены в электронной базе парламента для прохождения дальнейшего законодательного процесса. По мнению экспертов, одобрение данных инициатив может стать важным шагом в реформировании жилищно-коммунальной сферы, повысить качество управления домами и сделать расчёты за коммунальные услуги более прозрачными и понятными для граждан.