Программа реновации набирает обороты - снос пятиэтажек и обустройство новых жилых комплексов на их месте должны положительно повлиять на внешний вид города и улучшить условия жизни.
Однако владельцы торговых сетей другого мнения, поскольку их магазины на первых этажах зданий, расположенных вокруг районов пятиэтажек, могут потерять значительную часть покупателей. Эксперты высказали своё мнение о будущем объектов ритейла рядом с объектами из списка реновации.
Директор отдела консалтинга JLL Антон Коротаев обращает внимание на положительные стороны реновации - согласно планам государства, плотность населения после перестройки районов пятиэтажек увеличится не меньше чем в три раза. Это станет положительным моментом для торговых точек и объектов ритейла, однако идти к нему придётся долго, поскольку процесс перестройки и заселения занимает много времени. К тому же, увеличение плотности населения в данном районе повысит конкуренцию - не исключено появление новых магазинов на первых этажах, в том числе и по предварительному согласованию с городскими властями.
Руководитель управления недвижимости “Инград” Юрий Тараненко согласен с Антоном. По его мнению, ближайшие годы для владельцев объектов ритейла будут не самыми лучшими сразу по нескольким причинам. Численность населения районов Реновации в ближайшие два-три года значительно снизится, что негативно скажется на аренде и ставках аренды, поскольку основными покупателями являются жители домов в пешеходной доступности от магазинов. Также после застройки района новыми домами вырастет конкуренция, поскольку количество площадок под объекты ритейла значительно возрастёт. Третьим фактором, который пока трудно предсказать, Юрий считает изменение плана застройки. Вместе с новым расположением домов дороги и переходы также претерпят изменения, что может негативно сказаться на маршрутах, арендных ставках и итоговой выручке арендаторов.
Руководитель департамента уличного ритейла Colliers International, Екатерина Подлесных высказывает иную точку зрения. Она считает, что магазины на первых этажах не потеряют свою основную выручку, поскольку вокруг них достаточно других домов с функциональными помещениями и пристройками. Многие из них заняты сетевыми ритейлерами, на бизнесе которых снос пятиэтажек никак не отразится.
Похожую точку зрения высказывает Илья Фокин, директор департамента брокериджа NAI Becar. Он считает, что для магазинов широкой направленности, вроде продуктовых точек или супермаркетов, это пройдёт практически незаметно - данный бизнес сильно зависит от конкурентной среды и уровне доходности. Однако узкоспециализированным заведениям придётся несладко - цветочные магазины, салоны красоты и пекарни и прочие подобные объекты имеют свою сложившуюся аудиторию, набрать которую снова будет большой проблемой.